Главная

Главная Новости

Хотите научиться водить без аварий? Тренируйте рефлексы!

Опубликовано: 02.09.2018

видео Хотите научиться водить без аварий? Тренируйте рефлексы!

АВТОЛЕДИ/ Как я поборола страх вождения/ Советы новичкам

У начинающих водителей недостаточно развит уровень реагирования на дорожную обстановку из-за неадаптированности рефлекторной системы. Поэтому даже если достигнут автоматизм в плане управления автомобилем, об езде без аварий можно забыть. Можно ли спр



Известный автожурналист Юрий Гейко в своей книге «Автоликбез» с высоты своего профессионального опыта утверждал, что научить водить можно каждого. Конечно, не все становятся профессионалами и не у всех есть настоящий талант, но водить нормально, средне может каждый здоровый человек. Это утверждение идёт в разрез с одной из основных «страшилок», которые преследуют тех, кто только собирается сесть за руль – мол, не дано. Дано!


Федорова Лера учиться водить автомобиль (первый раз)

Попробуем вообще разобраться в этом вопросе, в причинах возникновения таких страхов. В чем же сложность вождения? В овладении органами управления? Не думаем – поворачивать руль, тормозить и переключать передачи можно научить даже обезьяну. Это всего лишь набор рефлексов и навыков и не более. В страхе перед дорогой? Да, такая психологическая проблема существует, но и она легко преодолевается при профессиональном подходе к обучению вождению. В боязни за свою жизнь? И это имеет место, но это уже область психиатрии – глубокие невротические расстройства и понятие «здоровый человек» вообще мало совместимы. Так в чем же дело? Специалисты компании «Мастер-Драйвер» на основе своего опыта сделали интересный вывод – по их мнению основной проблемой, стоящей перед начинающими водителями становится… скорость!


Вождение по городу или как читать дорогу, это должен знать каждый водитель

Причина проста – человек сам по себе не способен передвигаться на скоростях, сопоставимых со скоростью автомобиля. Нормальная скорость пешехода – 5 км/час, бегуна – 10 -15, всадника – до 30. К этим скоростям не требуется никакая адаптация, так как они воспринимаются как нормальные, по сути, «природные» и совпадают с быстродействием «системы реагирования» человека, то есть рефлексов. Перестройка не требуется. Но как только скорость начинает превышать 30-40 километров в час, от человека требуется совершенно другой уровень скорости реагирования, то есть перенастройка и адаптация рефлекторной системы. Проще говоря, человеку нужно напрягаться, чтобы в достаточной мере сосредоточиться. Именно в этом, кстати, и заключается причина усталости, которую испытывают водители за рулём – даже профессионалы с многолетним стажем всё равно за рулём напряжены. Пусть это внешне и незаметно, рефлекторная система работает «на максимальных оборотах».

У водителей, которые только сели за руль, такого уровня адаптации нет, поэтому повышенный уровень реагирования им приходится поддерживать сознательно. Отсюда и напряженность, скованность, а главное – ощущение, что «не дано» и страх перед рулём.

Казалось бы, такая напряженность должна идти не во вред безопасности, а на пользу – начинающий водитель постоянно сосредоточен. Но это вовсе не так. Исследования, проведенные страховыми компаниями, показали, что риск попадания в аварии у начинающих водителей повышен в среднем в 1.7 раза по сравнению с водителями, чей стаж превысил 3-4 года. И основная причина этого – как раз та самая сосредоточенность, которая оборачивается скованностью, а не только недостаток опыта.

Как же избавиться от этого? Основной рецепт прост – не превышать скоростей «расслабленного реагирования». Для подавляющего большинства начинающих это 60 км/час, та самая «городская» скорость из ПДД. Цифра это не случайна – на 60 км/час достаточный уровень реагирования тренируется очень быстро. Но только при одном условии – если достигнут уровень рефлексов в плане владения органами управления. Если для того, чтобы переключить передачу или включить поворотник, начинающему водителю требуется приложить умственные усилия, то внутренних ресурсов на допинг «системы реагирования» попросту не остаётся. И возникают аварии.

Стоит запомнить, что отсутствие автоматизма при управлении автомобилем – это вовсе не основная причина «начинающих» аварий, а лишь одна из причин, следствием которых является пониженный уровень реагирования на дорожную обстановку. К сожалению, многие автошколы об этой азбучной истине забывают, ориентируясь исключительно на развитие рефлексов при управлении и на зубрежку ПДД. В итоге и возникают те самые страхи и высказывания в духе «не дано». Как же должно быть построено правильное ?

Во-первых, развитие автоматизма в управлении должно производиться на тех скоростях, на которых «система реагирования» работает без усилий. Эти скорости для каждого ученика индивидуальны, поэтому групповой подход в таких случаях не даёт должного результата. Кто-то не напрягается и на 60 км/час и способен осмысливать работу с органами управления без ущерба рефлексам, а кому-то и 20 км/час будет много.

Во-вторых, необходима постепенная тренировка «системы реагирования». Тут тоже всё индивидуально, но общий принцип прост. Целью ставится достижение спокойствия на определенной скорости, когда водитель чувствует себя действительно уверенно. Затем скорость постепенно увеличивается. Таким образом полностью исключается «шоковое» обучение в состоянии страха и нервозности и ученик не испытывает внутренних проблем.

В-третьих, необходим практический разбор стандартных ситуаций, возникающих на дороге, чтобы при их возникновении в первую очередь работали рефлексы, а не разум, тем самым освобождая «ресурсы» для повышения уровня рефлекторного реагирования. Проще говоря, нужно «обкатать» все ситуации, в которых ученик может попросту растеряться.

Учат ли у нас подобным образом? Да, учат, в школах экстремального вождения. Но приходят туда вовсе не начинающие водители, а опытные «мастера руля», которые уже обладают повышенным «уровнем реагирования». А вот в обычных автошколах, обучающих «на права», таких программ нет. Да и быть не может – столь высокий уровень индивидуального подхода в них недостижим. Как же быть?

Ответ прост – обучаться самостоятельно с . Увы, но таких не столь уж и много, поэтому придётся поискать, но результат того стоит.

Источник:

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

rss