Главная
Развитие ребенка 13 лет
Опубликовано: 02.08.2022
Физическое развитие 13-летнего подростка быстро набирает обороты. Эти быстрые физические изменения и половое созревание оказывают влияние на его психику.
Проявляется чрезмерной чувствительностью и возбудимостью, из-за чего он часто бывает нервным, скрытным, раздражительным и беспокойным. Его очень легко обидеть и расстроить. Он чрезвычайно чувствителен к тому, что другие думают о его внешности, поскольку 13-летний подросток (особенно девочка 13 лет) строит положительный или отрицательный образ себя на основе мнений других людей.
Он быстро переходит от радости к печали, от энтузиазма к унынию. В 13 лет родители однозначно отодвигаются на второй план, ребенок в этом возрасте неохотно рассказывает о своих друзьях, прячется, где был, и требует не вмешиваться в «его дела». Узнать, как было в школе, иногда почти чудо, и ребенок приходит к родителю только тогда, когда сам этого хочет, а это случается нечасто.
Одного лишнего вопроса или продолжительного объятия достаточно, чтобы отскочить, будто от ожога, и обвинить родителя в чрезмерном расспросе или ребяческом обращении, что, по мнению подростка, является серьезным родительским оскорблением. Он также жалуется, что его родители не понимают его, но очень неохотно принимает родительские указания и требования.
Он все делает быстро и часто как попало. Кроме того, снижается мотивация к обучению. Существует сильная потребность в автономии и независимости, которая иногда принимает крайние формы. Он требует полностью самостоятельного возвращения домой во все более поздние часы.
Отношения в семье часто портятся в этот период. Происходит кризис авторитета его родителей, по отношению к которым он становится очень критичным. В этом возрасте возрастает значимость группы. Тринадцатилетний ребенок чувствует потребность принадлежать к группе, часто очень сильно идентифицирует себя с ней и стремится к ее принятию. Школа становится местом для светских встреч, поэтому он чувствует себя там намного лучше, чем в предыдущие годы. Дают о себе знать трудности с концентрацией внимания — как следствие, много «промахов» на уроках, медленный темп на физкультуре, вялость, забывание, например, о домашнем задании.
Он держит свои мысли при себе, избегает высказывать свое мнение на уроке из-за боязни насмешек и неуверенности в том, хорошо ли он говорит.
Другие особенности поведения
Могут быть совершенно экстремальные формы поведения: от пассивности и замкнутости, к клоунаде и привлечению внимания к себе любой ценой, к агрессивному поведению по отношению к сверстникам и взрослым. В классе также существует разделение на мир девочек и мир мальчиков. Девочки с презрением и неуважением говорят о мальчиках, что они «издают странные звуки, ведут себя по-звериному и ребячливы», а мальчики о девочках, что «они глупы, потому что посмеиваются, визжат и обижаются на что угодно».